Размер:
Цвет:

Доклад и.о. директора Департамента И.В. Безносовой к заседанию Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности (04.12.2017)

Доклад к заседанию Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности  по вопросу «О выводах и предложениях по повышению эффективности реализуемых мероприятий и принятию дополнительных мер, направленных на обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, в разрезе муниципальных образований автономного округа по итогам социологических исследований, проведённых в 2017 году».

 

В августе – октябре 2017 года Департаментом общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее –автономный округ) проведено социологическое исследование на тему «О состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – исследование).

Для оценки состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на территории автономного округа и выявления уровня достижения плановых показателей на 2017 год, установленных государственной программой[1], проведен массовый опрос населения от 18 лет и старше, общее количество респондентов – 1 800 человек.

В целях выявления основных факторов изменения значений состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, а также формирования рекомендаций исполнительным органам власти и органам местного самоуправления автономного округа по проблемным аспектам рассматриваемого вопроса, в ходе исследования также проведен экспертный опрос 50 специалистов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, средств массовой информации (далее – СМИ), представителей общественных организаций, созданных по национальному признаку, а также 15 фокусированных групповых интервью из числа жителей автономного округа 18 лет и старше, по 8 – 10 участников в каждой.

 

Основные выводы о ситуации в сфере межнациональных отношений

 

В ходе исследования замерялся показатель «Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Значение указанного показателя рассчитывалось на основании ответов респондентов на вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, отношения между людьми различных национальностей в населенном пункте, в котором Вы живете?». Значение показателя составило 66,4%. Плановое значение на 2017 год составляло 63,0%. В 2016 году показатель составлял 79,4%[2].

В разрезе муниципальных образований значения показателя в целом также соответствуют плановому: 9 муниципальных образований превысили плановое значение, 12 – не достигли его менее чем на 10%, то есть находятся в пределах нормы. Наиболее высокие результаты зафиксированы в Мегионе (94,3%), Нефтеюганском районе (88,6%) и Урае (78,6%), наиболее низкие – в Кондинском районе (56,3%), Радужном (55,7%) и Березовском районе (54,3%).

Более половины югорчан 52,9% (РФ – 50%[3]) считают, что многонациональность приносит России больше пользы, чем вреда. С обратной точкой зрения согласны 21,4% респондентов (РФ – 26%)

18,1% югорчан отмечают, что за последний год отношения между людьми разных нацио­нальностей в регионе ухудшились, улучшение отмечает каждый шестой респондент (14,6%), отсутствие изменений в отношениях отметили 51,8% опрошенных.

Основные причины, способствующие ухудшению межнациональных отношений, с точки зрения граждан: вызывающее поведение представителей отдельных национальностей, игнорирование ими местных традиционных норм поведения и обычаев коренного населения (47,5%), неправильное воспитание в семье, исторические традиции проявления нетерпимости  (45,4%).

Оценивая ситуацию в сфере межнациональных отношений в своих муниципалитетах, все эксперты единодушно оценили её как «скорее спокойную». При оценке ситуации в регионе мнения разделились: 65,0% опрошенных считают, что ситуация, как и в отдельных муниципалитетах,  скорее спокойная, 35,0% экспертов считают ситуацию неоднозначной, так как на некоторых территориях автономного округа изредка возникают межэтнические конфликты (в основном на бытовой почве).

Половина экспертов (50,0%) оценили отношения между людьми различных национальностей в своих населенных пунктах как «нормальные,  бесконфликтные», упоминая при этом, что разность культур в любом случае порождает трения между людьми. 45,0% экспертов назвали отношения между людьми различных национальностей в своих населенных пунктах доброжелательными, способствующими общественному согласию. 5,0% экспертов оценили ситуацию как напряжённую.

Во всех фокус-группах, говоря о состоянии межнациональных отношений, интервьюируемые подчёркивали, что в целом эти отношения являются спокойными, бесконфликтными. Ни в одной из групп не удалось встретить приверженцев мнения, что отношения между людьми различных национальностей являются «напряжёнными, конфликтными».

Основные выводы о ситуации в сфере

межконфессиональных отношений

 

В ходе исследования замерялся показатель «Доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Значение указанного показателя рассчитывалось на основании ответов респондентов на вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, отношения между людьми различных вероисповеданий в населенном пункте, в котором Вы живете?». Значение показателя составило 70,4%. Плановое значение на 2017 год составляло 61,0%. В 2016 году показатель составлял 86,3%[4].

         В разрезе муниципальных образований значения показателя в целом также соответствуют плановому: 16 муниципальных образований превысили плановое значение, 3 – не достигли его менее чем на 10% (то есть находятся в пределах нормы) и 3 – не достигли его более чем на 10%. Наиболее высокие результаты зафиксированы в Мегионе (97,1%), Урае (95,7%), Нефтеюганском районе (90,0%), наиболее низкие – в Березовском (48,5%), Октябрьском (47,8%) и Кондинском (39,5%) районах.

7,2% югорчан отмечают, что за последний год отношения между людьми разных конфессий в регионе ухудшились, улучшение отмечают  10,1% респондентов, отсутствие изменений в отношениях – 60,3% респондентов.

Большинство экспертов (85,0%) считают ситуацию в автономном округе спокойной (также, как и в отдельных муниципалитетах), но 15,0% придерживаются мнения, что ситуация в автономном округе неоднозначная, так как имели место инциденты в городах Пыть-Яхе (взрыв автомашины у мечети в апреле 2014 года) и Сургуте (нападение дагестанца с ножом на прохожих в августе 2017 года), а также наблюдается большой приток мигрантов из Средней Азии, бывших республик СССР, образование компактных мест их проживания в каждом населенном пункте региона.

При ответе на вопрос о напряжённости в сфере межконфессиональных отношений в своём муниципалитете подавляющее большинство экспертов (95,0%) выразили мнение, что напряжённость отсутствует.

Относительно развития ситуации в сфере межконфессиональных отношений 55,0% экспертов считают, что ситуация уже достаточно спокойная и контролируемая и останется на прежнем уровне. Вместе с тем, 45,0% опрошенных высказывают предположение, что ситуация улучшится, в связи с тем, что создаётся все больше координационно-совещательных органов с участием представителей традиционных конфессий, а  мероприятия, которые проводят органы государственной власти автономного округа, направлены на то, чтобы сблизить представителей разных конфессий.

Участники фокус-групп не считают себя слишком ревностными сторонниками какой-либо религии, посещают места отправления культа в основном по праздникам или по случаю совершения некоторых обрядов (крещение, отпевание, бракосочетание и т.п.) и не осведомлены о деятельности религиозных организаций за пределами этих мероприятий.

Респондентам в ходе проведения массового опроса было предложено ответить на вопрос «Что в первую очередь нужно делать в нашем округе для предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов?», наиболее популярные ответы: «Ужесточить миграционную политику» (25,5%), «Пропагандировать толерантность» (21,9%), «Обеспечивать людей работой» (21,7%), «Соблюдать равенство всех перед законом» (20,3%).

Предложения по повышению эффективности реализуемых мероприятий и принятию дополнительных мер, направленных на обеспечение межнационального и межконфессионального согласия

         Исходя из результатов достижения замеряемых в ходе исследования показателей, муниципальные образования можно условно поделить на 2 группы – с высоким и низким потенциалом межэтнического согласия.

        

         В первую группу вошли муниципальные образования, по которым значения обоих замеряемых показателей выше плановых на 2017 год: Мегион, Нефтеюганский район, Урай, Ханты-Мансийский район, Белоярский район, Когалым, Нефтеюганск, Покачи, Пыть-Ях и Ханты-Мансийск.

         Органам местного самоуправления указанных муниципальных образований предлагается:

1. Оценить языковую ситуацию в высших учебных заведениях, профессиональных училищах, школах и дошкольных учреждениях, внедрять программно-целевой подход в решение соответствующих проблем, связанных с преодолением языкового барьера (в том числе, путем разработки специальных образовательных программ по языковой адаптации детей мигрантов).

2. Корректировать тенденцию к формированию групп с преобладанием детей мигрантов в школьных и дошкольных учреждениях, поощрять формирование групп со смешанным этническим составом, способствующим быстрому темпу социализации и культурной адаптации мигрантов к местному сообществу.

3. Добиваться активного участия граждан в просветительской работе национально-культурных обществ, объединяющих представителей неславянских народов.

4. Проводить мониторинг ситуации на рынке труда: потенциально ситуация с преобладанием тех или иных этносов в отдельных отраслях или предприятиях способна стать фактором обострения межэтнических противоречий.

5. Организовывать городские мероприятия, направленные на сохранение и развитие взаимодействия национальных культур.

6. Вести открытый диалог с населением в решении проблем межэтнического взаимодействия, опираться на СМИ для формирования комплексного представления о проделанной работе, для устранения недостоверной информации и возможных манипуляций общественным мнением.

7. Популяризировать в СМИ русскую культуру и традиции.

 

         Во вторую группу вошли муниципальные образования, по которым значение хотя бы одного из замеряемых показателей ниже планового на 2017 год: Нижневартовский район, Советский район, Сургутский район, Сургут, Нижневартовск, Лангепас, Югорск, Октябрьский район, Нягань, Кондинский район, Радужный, Березовский район.

         Органам местного самоуправления указанных муниципальных образований предлагается:

1.                 Организовать с участием социальных работников и работников образовательной сферы профилактическую работу с родителями несовершеннолетних по тематике рассматриваемого вопроса.

2.                 Осуществлять адаптацию мигрантов, в том числе направленную на усиленное изучение ими русского языка, культуры, обычаев.

3.                 Осуществлять контроль миграционного процесса и занятости мигрантов.

4.                 Инициировать проведение руководителями городских национальных общественных организаций активной работы в национальных диаспорах по социальной адаптации и реабилитации мигрантов, предоставление отчетов органам местного самоуправления о результатах проводимой работы с вновь прибывшими гражданами.

5.                 Осуществлять выездные тематические мероприятия профилактико-превентивного характера с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и лидеров национальных общин и диаспор, а также руководителей религиозных организаций (всех конфессий).

6.                 Позиционировать образовательные учреждения и семью в качестве центров толерантного воспитания, пропагандировать среди учащихся образовательных учреждений гражданственность, патриотизм, интернационализм, воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они не выглядели.

7.                 Оказывать всестороннюю поддержку реализуемым на территории муниципальных образований культурно-просветительским проектам, направленным на сохранение традиций и ценностей, формирование уважительного отношения к людям различных национальностей и вероисповедания, распространение и укрепление культуры мира и межнационального согласия.

8.                 Предусмотреть штатную единицу в органах местного самоуправления (не ниже должности советника или помощника) по вопросам нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений.

9.                 Организовать в СМИ информационно-пропагандистскую деятельность по противодействию экстремизму.

10.            Ввести в программы ВУЗов предметы, направленные на изучение вопросов межэтнического согласия (как факультативные, но обязательные для младших курсов), рассмотреть вопрос о подготовке специалистов в области межнациональных и межконфессиональных отношений на базе ведущих ВУЗов для укомплектования ими органов местного самоуправления.

 

В целом по результатам массового опроса усилия местных властей и национально-культурных организаций по предотвращению межэтнической розни получили положительную оценку респондентов. Меры, которые предпринимаются органами власти всех уровней для борьбы с экстремизмом, оцениваются в целом положительно. Кроме того, все без исключения участники фокус-групп положительно оценили влияние праздников национальных культур на гармонизацию межнациональных отношений, а также вклад национально-культурных организаций (диаспор) в укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений между народами автономного округа.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в автономном округе достаточно стабильная. Показатели оценки ситуации межнациональных и межконфессиональных отношений превышают плановые на 2017 год, что свидетельствует об эффективности мероприятий государственной программы автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в  Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2016 – 2020 годах».




[1] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 428-п «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 – 2020 годах»


[2] Что не следует считать отрицательной динамикой, учитывая внесенные в 2017 году в государственную программу изменения, касающиеся снижения целевых и плановых значений показателей и методики их расчета


[3] Здесь и далее используется сокращение «РФ» = «Российская Федерация»;

25,7% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос;

для сравнения приведены данные социологического опроса «Россияне о межнациональных и межконфессиональных отношениях».  Репрезентативный опрос населения Российской Федерации проведён по заказу ФАДН России Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 16 – 17 апреля 2016 года в 46 регионах страны (130 точек опроса). 1600 респондентов


[4] Что не следует считать отрицательной динамикой, учитывая внесенные в 2017 году в государственную программу изменения, касающиеся снижения целевых и плановых значений показателей и методики их расчета



Опубликовано: 11.12.2017 11:04        Обновлено: 11.12.2017 11:06