Размер:
Цвет:

Отчет по итогам проведения Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития 8 – 11 июня 2015 года

ОТЧЕТ

по итогам проведения Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития

8 – 11 июня 2015 года

В период с 8 по 11 июня 2015 года в городе Ханты-Мансийске состоялась Международная конференция по образованию в интересах устойчивого развития (далее – Конференция).

Основание: предложение Секретариата Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, поддержанное Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Организаторами Конференции выступили:

·                   Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

·                   Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

·                   Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

·                   Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Цели Конференции:

·                   обсуждение путей реализации итогов завершившегося Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития, которые были подведены в ходе Всемирной конференции по устойчивому развитию в ноябре 2014 года в Японии;

·                   определение перспектив развития этой важной для всего мирового сообщества проблематики после завершения Десятилетия.

В Конференции приняли участие порядка 100 представителей из 17 стран мира: Австрии, Азербайджана, Армении, Великобритании, Германии, Греции, Израиля, Казахстана, Канады, Киргизии, Молдовы, Монголии, Российской Федерации, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Эстонии (приложение 2), в том числе:

·       представители штаб квартиры ЮНЕСКО в Париже;

·       представители международной организации ЮНИСЕФ;

·       Секретариат Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

·       ведущие эксперты в сфере образования в интересах устойчивого развития;

·       представители кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации и зарубежных стран;

·       представители высших учебных заведений Российской Федерации, включая автономный округ.

От Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на конференции представлены 5 докладов

·                   «Образование в интересах устойчивого развития в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (Урсу-Архипова А.П., начальник управления   общего образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, кандидат филологических наук);

·                   «Международный полевой стационар кафедры ЮНЕСКО ЮГУ – инновационная площадка подготовки специалистов-экологов» (Лапшина Е.Д., директор научно-образовательного центра «Динамика окружающей среды и глобального изменения климата» (кафедра ЮНЕСКО), Югорский государственный университет, доктор биологических наук, профессор);

·                   «Опыт проведения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Международной конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Обь-Иртышский бассейн: молодежь изучает и сохраняет природное и культурное наследие в регионах великих рек мира» (Круглова Л.В., начальник отдела формирования экологической культуры Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры);

·                   «Просвещение для устойчивого развития. Из опыта работы Регионального молодежного общественного экологического движения «Третья планета от Солнца» (Вязов Е.В., председатель Регионального молодежного общественного экологического движения «Третья планета от Солнца»);

·              «Об опыте работы детского этнокультурного стойбища «Нумсангёх» (Федотова Е.Т., руководитель детского этнокультурного стойбища «Нумсангёх»).

Программа конференции включала (приложение 3) пленарное заседание, пять круглых тематических столов, итоговое заседание, принятие Ханты-Мансийской декларации.

Мероприятия Конференции состоялись на территории Концертно-театрального центра «Югра-классик».

8 июня 2015 года

Состоялась церемония открытия Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития с участием первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Г.Ф. Бухтиным, пленарное заседание, работа Первого тематического круглого стола «Интеграция образования в интересах устойчивого развития (далее – ОУР) в международную и национальную политику в области образования и устойчивого развития».

В адрес участников конференции поступили приветствия от:

·       Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой (в форме видеообращения);

·       Министра иностранных дел Российской Федерации, председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО С.В. Лаврова;

·       Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова.

В ходе пленарного заседания участники конференции обозначили основные темы для обсуждения и направления дальнейшей работы.

Первый тематический круглый стол «Интеграция ОУР в международную и национальную политику в области образования и устойчивого развития».

Модераторами заседания выступили:

Владимир Михайлович Захаров, директор Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, Москва, Россия;

Юрий Львович Мазуров, профессор кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор географических наук, Москва, Россия;

Чарльз Хопкинс, ведущий эксперт по образованию в интересах устойчивого развития, почетный доктор наук, Йоркский университет, Торонто, Канада.

Целью круглого стола явилось выявить основные направления деятельности по интеграции ОУР в международную и национальную политику в области образования и устойчивого развития, вытекающие из Глобальной программы действий по ОУР, принятой на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития.

Задачи круглого стола:

·                   выявить смысл интеграции ОУР в международную и национальную политику стран в области образования и устойчивого развития;

·                   оценить значение и перспективы интеграции ОУР в международную и национальную политику стран в области образования и устойчивого развития;

·                   обменяться опытом по интеграции ОУР в национальную политику в области образования и устойчивого развития в России и в зарубежных странах;

·                   предложить перспективные идеи интеграции ОУР в национальную политику стран в области образования и устойчивого развития;

·                   выявить наиболее эффективные институциональные формы интеграции ОУР в национальную политику стран в области образования и устойчивого развития

·                   разработать рабочую версию итогового документа круглого стола, ориентированную на включение принципиальных положений в итоговый документ конференции.

В ходе работы круглого стола были представлены презентации, состоялось общее обсуждение.

Участники круглого стола отметили значительный вклад ЮНЕСКО как международного координатора Десятилетия ОУР (далее – ДОУР) ООН по образованию в интересах устойчивого развития, подразделений Организации и заинтересованных сторон в разработку материалов для преобразования ДОУР в институциональный процесс после 2014 года и проекта Глобальной программы действий по ОУР после 2015 года.

На основании обсуждения докладов и сообщений участниками круглого стола № 1 приняты следующие Рекомендации по развитию поддержки ОУР:

1. Обеспечить поддержку Глобальной программы действий (ГПД) по ОУР после 2015 года Ханты-Мансийской конференцией 2015 года, рекомендовать поддержать ГПД правительственным и профессиональным структурам России и других стран постсоветского пространства;

2. Решить вопрос о создании национального координационного центра, близкого по своим функциям к позитивно зарекомендовавшим себя в течение ДОУР во многих зарубежных странах региональным центрам ОУР;

3. Провести обсуждение результатов ДОУР и вытекающих из них перспективных задач на общероссийском уровне, в том числе, вероятно, на соответствующей конференции;

4. Обеспечить продвижение в России результатов конференции в Нагое и других современных материалов международного сообщества по проблематике ОУР;

5. Осуществить анализ опыта наиболее успешных стран по продвижению ОУР и его распространение среди заинтересованных организаций и учреждений;

6. Проинформировать структуры сферы образовательной политики в России о результатах конференции в Нагое и других результатах ДОУР с целью отражения их в национальной политике, в том числе посредством разработки национальной программы действий в сфере ОУР.

Участники состоявшегося круглого стола считают необходимым обратиться с настоящими рекомендациями к основным в России структурам, ответственным и функционально причастным к проблематике устойчивого развития и образования, в том числе, к Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Правительству Российской Федерации и его профильным министерствам (Министерству образования и науки, Министерству природных ресурсов и экологии), педагогическому сообществу, кафедрам и ассоциированным школам ЮНЕСКО, неправительственным (общественным) организациям страны.

9 июня 2015 года состоялись:

1. Второй тематический круглый стол «Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР»;

2. Третий тематический круглый стол «Укрепление потенциала преподавателей».

Второй тематический круглый стол «Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР»

Модераторами заседания выступили:

Захлебный Анатолий Никифорович, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО (Россия);

Даниэл Шеффер, профессор (Дания);

Урсу-Архипова Антонина Петровна, начальник управления общего образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Цели круглого стола:

- обсуждение имеющегося опыта и направлений дальнейшей деятельности по реализации одной из приоритетных областей действий Дорожной карты (№2) Глобальной программы действий (ГПД) по ОУР

- переориентация содержания, методов преподавания, образовательной среды, управления образовательными организациями разного уровня в духе устойчивого развития на основе комплексного общеинституционального подхода.

Задачи круглого стола:

·                   обозначить достижения и незавершенные проекты Десятилетия по ОУР;

·                   обсудить задачи Глобальной программы действий (ГПД) по ОУР после 2015 года, возможные шаги для лучшего понимания всеми заинтересованными сторонами путей комплексного преобразования деятельности образовательных организаций на основе принципов ОУР;

·                   обсудить опыт эффективных действий по преобразованию образовательного процесса и его среды в образовательных организациях разного уровня на основе целостного подхода;

·                   определить ключевые вопросы, проблемные зоны и приоритетные направления действий по реализации комплексных общеинституциональных подходов к деятельности образовательных организаций, как конкретного вклада в повестку дня ОУР после 2014;

·                   выявить потенциальные ресурсные центры и стажировочные площадки по обмену инновационным опытом; определить возможные пути их взаимодействия с широкой педагогической общественностью (на базе кафедр ЮНЕСКО (их филиалов);

·                   составить рекомендации по результатам работы круглого стола.

В ходе работы круглого стола были представлены доклады участников,

рассмотрены вопросы теории и технологии создания и управления образовательными организациями для устойчивого развития, их целевые показатели и ориентиры, индикаторы и мониторинг. Актуализирована проблема понимания идей ОУР всеми участниками образовательного процесса: руководителями, преподавателями, родителями, учащимися и администрацией, как условия их социального партнерства. Выступающие приводили примеры эффективной практики и предлагали варианты взаимного обучения по применению общеинституционального подхода всеми заинтересованными сторонами.

Во время работы Круглого стола были обсуждены следующие вопросы:

·                   опыт эффективных действий по преобразованию образовательного процесса и его среды в образовательных организациях разного уровня на основе целостного подхода;

·                   ключевые вопросы, проблемные зоны и приоритетные направления действий по реализации комплексных общеинституциональных подходов к деятельности образовательных организаций, как конкретного вклада в повестку дня ОУР после 2014 года, в том числе в соответствии с задачами ФЦПРО России на 2016-2020 годы;

·                   потенциальные ресурсные центры и стажировочные площадки по обмену инновационным опытом; определить возможные пути их взаимодействия с широкой педагогической общественностью (на базе кафедр ЮНЕСКО (их филиалов).

Участники обсуждения особо отметили, что глобальные процессы, происходящие в обществе и экономике, оказывают на систему образования огромное воздействие.

Третий тематический круглый стол «Укрепление потенциала преподавателей».

Модератором заседания выступил первый проректор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации Сергей Александрович Гончаров.

В соответствии с содержанием Глобальной программы действий по ОУР, принятой на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Нагоя (Япония), ноябрь 2014 года) сформулированы цели круглого стола - обсудить и определить наиболее эффективные направления деятельности для наращивания и укрепления потенциала преподавателей всех уровней образования для содействия инновационному развитию систем образования в рамках целевых ориентиров программ устойчивого развития для расширения политического диалога и успешного осуществления Программы ОУР в приоритетной области «Преподаватели».

Задачи круглого стола:

·                   в соответствии с договоренностями участников Всемирного образовательного форума (Республика Корея, май 2015 года) по целям образования на период после 2015 года,

·                   представить достижения и незавершенные проекты Десятилетия по обеспечению готовности преподавателей всех уровней обучения к осуществлению профессиональной деятельности в направлении ОУР и учесть уроки Десятилетия для определения перспектив реализации Глобальной программы действий;

·                   обобщить материалы передовых практик наращивания потенциала преподавателей, работающих на различных уровнях и в различных сегментах системы образования, в интересах устойчивого развития;

·                   определить ключевые области, проблемные зоны и приоритетные направления действий по укреплению инновационного потенциала преподавателей, обеспечивающих конкретный вклад в реализацию повестки дня ОУР-post 2015;

·                   выявить партнерские сети и заинтересованные стороны, способные обеспечить частичное взаимодействие для укрепления потенциала преподавателей нового типа в рамках реализации Глобальной программы действий.

Участники круглого стола отметили значительный вклад ЮНЕСКО как международного координатора Десятилетия ОУР ООН по образованию в интересах устойчивого развития, подразделений Организации и заинтересованных сторон в разработку материалов для преобразования ориентиров программы ДОУР после 2014 года и проекта Глобальной программы действий по ОУР после 2015 года в институциональный процесс. Участники круглого стола подчеркнули, что подготовка преподавателей как стратегическое направление Глобальной программы действий по ОУР остается одной из приоритетных областей деятельности и рассматривается ЮНЕСКО в качестве ключевого механизма достижения прогресса по повестке ОУР-post 2015.

Важным итогом работы круглого стола участники заседания считают согласованное принятие предложений по развитию новой парадигмы ОУР, для воплощения которой преподавателям необходимо сформировать, повысить и укрепить полифункциональный потенциал. Признание ведущей роли педагогического образования в этих процессах обусловлено возрастающей потребностью общества в подготовке специалистов, обладающих интегрированными педагогическими компетенциями, и в развитии новых способов и форм непрерывного образования. Значительную поддержку в этом направлении окажут правительства, институты гражданского общества, бизнес-сектор, а также сетевые сообщества, инициированные программными секторами и кафедрами ЮНЕСКО.

По результатам обсуждения докладов и сообщений, участниками круглого стола приняты рекомендации по укреплению потенциала преподавателей всех уровней образования.

10 июня 2015 года состоялись:

1. Четвертый тематический круглый стол «Поддержка молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством ОУР»;

2. Пятый тематический круглый стол «Поиск решений в области устойчивого развития на местном уровне через ОУР».

Четвертый тематический круглый стол «Поддержка молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством ОУР».

Модераторами заседания выступили:

1. Министр по делам молодежи и спорту Республики Татарстан Владимир Александрович Леонов

2. Национальный координатор сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации, ректор Университета управления «ТИСБИ», профессор Нэлла Матвеевна Прусс.

Цель круглого стола: в соответствии с принятием Глобальной программы действий по ОУР на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Япония, ноябрь 2014 г.), обсудить направления деятельности по поддержке молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством ОУР в целях содействия принятию решений и наращиванию потенциала в интересах устойчивого развития с уделением особого внимания вовлечению и учету интересов молодежи как ключевого участника.

Задачи круглого стола в соответствии с договоренностями участников Всемирного образовательного форума (Республика Корея, май 2015 года) по целям образования на период после 2015 года:

·                   обобщить примеры передовой практики, которые позволяют прогнозировать запуск и реализацию потенциала молодежи на всех уровнях и во всех областях образования в интересах устойчивого развития;

·                   представить и учесть важность участия молодежи в продвижении концепции образования для устойчивого развития (ОУР) и строительства устойчивого будущего для нашей планеты;

·                   определить роль педагогов, молодых лидеров-экологов, тренеров, экспертов в области экологического образования и ОУР;

·                   определить ключевые области, проблемные зоны и приоритетные направления действий по укреплению роли молодежи в деле достижения устойчивого развития.

В этом контексте участники круглого стола проанализировали достижения и незавершенные проекты Десятилетия по поддержке молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством образования; обобщили примеры передовой практики, которые позволяют прогнозировать запуск и реализацию потенциала молодежи на всех уровнях и во всех областях образования в интересах устойчивого развития; определили ключевые области, проблемные зоны и приоритетные направления действий по поддержке молодежных инициатив, обеспечивающих конкретный вклад в повестку дня ОУР.

Участники круглого стола отметили значительный вклад ЮНЕСКО как международного координатора Десятилетия ОУР ООН по образованию в интересах устойчивого развития, подразделений Организации и заинтересованных сторон в разработку материалов для преобразования ДОУР в институциональный процесс после 2014 года и проекта Глобальной программы действий по ОУР после 2015 года. Участники круглого стола подчеркнули, что поддержка молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством ОУР остается одной из главных приоритетных областей деятельности ЮНЕСКО.

Важным итогом работы круглого стола стало обобщение примеров передовой практики, которые позволяют прогнозировать запуск и развертывание потенциала молодежи на всех уровнях и во всех областях образования в интересах устойчивого развития; представление важности участия молодежи в продвижении концепции образования для устойчивого развития (ОУР) и строительства устойчивого будущего для нашей планеты; определение роли педагогов, молодых лидеров-экологов, тренеров, экспертов в области экологическом образования и ОУР; определение ключевых областей, проблемных зон и приоритетных направлений действий по укреплению роли молодежи в деле достижения устойчивого развития.

Значительную поддержку в этом направлении окажут правительства, институты гражданского общества, бизнес-сектор, а также механизмы сетевого взаимодействия программных секторов и кафедр ЮНЕСКО.

На основании обсуждения докладов и сообщений, участниками круглого стола приняты Рекомендации по поддержке молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством ОУР.

Пятый тематический круглый стол «Поиск решений в области устойчивого развития на местном уровне через ОУР».

Модераторами заседания выступили:

1. Дагбаева Нина Жамсуевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Педагогического института Бурятского госуниверситета, г. Улан-Удэ (Россия);

2. Манфред Никиш, заместитель президента Глобального фонда природы, профессор Грайфсвальдского университета, директор зоопарка в г.Франкфурт - на - Майне (Германия);

3. Дзятковская Елена Николаевна, доктор биологических наук, профессор, Институт стратегии развития образования РАО, заместитель председателя Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, руководитель филиала кафедры ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ (при ИСРО РАО).

Цель круглого стола: обсуждение эффективного опыта и разработка рекомендаций по интеграции программ ОУР в планирование и процессы принятия решений на местном уровне, консолидация всех заинтересованных участников по поиску форм и механизмов усиления, роли местных сообществ, определение эффективных форм обучения формального и неформального характера, расширение сетевого взаимодействия   в рамках местного сообщества, возрастание роли гражданского общества как движущей силы перемен для устойчивого развития на локальном уровне.

Задачи круглого стола:

·                   обобщить идеи и примеры эффективной практики, которые позволяют прогнозировать запуск и развертывание локальных платформ обучения и сотрудничества;

·                   обеспечить доступность имеющегося инновационного опыта российских регионов по расширению прав и возможностей граждан, дальнейшему развитию гражданского общества;

·                   определить проблемные поля и механизмы привлечения руководителей частных компаний, представителей гражданского общества, неправительственных организаций, ассоциации коренных народов, местные средства массовой информации и онлайн-ресурсы для решения задач ОУР;

·                   формирование общей позиции по решению задач Глобальной программы действий ОУР на местном уровне.

Участники круглого стола обсудили направления деятельности по активизации действий на местном уровне для устойчивого развития через ОУР, а именно роль местных органов государственной власти и управления в расширении возможностей формального и неформального образования для устойчивого развития всех категорий населения, вопросы нормативно-правовой поддержки интеграции ОУР в формальное образование на местном уровне. Освещены также проблемы диверсификации и расширения имеющихся и создания новых сетей с целью охвата различных заинтересованных сторон, в том числе общин коренного населения.

Представлен и обсужден положительный опыт общеобразовательных организаций как социокультурных центров устойчивого развития местного сообщества. Подчеркнута актуальность развития государственно-общественного управления образованием, роль управляющих советов, общественно-профессиональной экспертизы, в том числе и в медийном пространстве, межрегиональных экспертных сообществ. Обсуждены проблемы возрождения села, традиций сельской жизни, возвращения в село молодежи путем сохранения малокомплектных сельских школ, их ориентации на образование для устойчивого развития, создания развивающих молодёжных площадок на базе деревень с разрушенным сельским сообществом при сохранившейся материальной базе. Интерес участников круглого стола вызвало сообщение об опыте создания на местах Некоммерческих партнерств, объединяющих усилия организаций и предприятий различных форм собственности, научных организаций, учебных заведений всех уровней, частных предпринимателей, физических и юридических лиц в региональные центры по созданию технологий нового поколения, не наносящих вред окружающей природной среде, формирующих новую культуру «зеленого» поведения у разных категорий населения. Обсуждена проблема культурной безопасности полиэтнического региона в условиях миграционных процессов.

Участники круглого стола отметили, что Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, принятая постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 №497, предусматривает совершенствование механизмов участия гражданского общества в управлении образованием, в том числе оценку общественного мнения в рамках реализации отдельных проектов и Программы в целом, привлечение общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях, реализацию комплексного проекта "Российский родительский университет".

Разделяя идеи Айти-Нагойской Декларации и поддерживая дорожную карту Глобальной программы действий, участники круглого стола выразили надежду на то, что позитивный опыт, рассмотренный на круглом столе, выступит ресурсом для дальнейшего распространения идей ОУР и лучшего их понимания в разных странах, решающих задачу переориентации образования на идеи устойчивого развития.

Конференция позволила:

·                   ознакомить с опытом и практической реализацией проектов зарубежных и российских по указанной актуальной тематике конференции представителей автономного округа;

·                   проинформировать о достижениях автономного округа по внедрению в автономном округе принципов образования в интересах устойчивого развития;

·                   привлечь внимание зарубежных и российских экспертов к ежегодному международному мероприятию на территории автономного округа – Международной экологической акции «Спасти и сохранить» (участники конференции приняли участие в открытии Акции);

·                   привлечь внимание экспертов к развитию деятельности и проектам кафедры ЮНЕСКО Югорского государственного университета «Динамика окружающей среды и глобального изменения климата».

Приложение 1 к отчету

СПИСОК

участников Международной конференции

по образованию в интересах устойчивого развития

АВГУСМАНОВА

Татьяна Валерьевна

Заведующая Центром научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС Иркутского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, г. Иркутск

АВДОНИНА

Александра Михайловна

Заведующая лабораторией устойчивого развития Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, Владимирский филиал, кандидат биологических наук, г. Владимир

АКТАМОВ

Иннокентий Галималаевич

Директор Центра Азиатских исследований Бурятского государственного Университета, доцент кафедры педагогики, г. Улан-Удэ

АЛЕКСЕЕВ

Сергей Владимирович

Профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург

АЛЕКСЕЕВА

Нина Николаевна

Доцент Географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

АЛИМШОЕВА

Заррингуль Салимшоевна

Преподаватель кафедры социальной работы Таджикского Национального Университета, г. Душанбе, Таджикистан

АПЫХТИНА

Ирина Евгеньевна

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России

АРГУНОВА

Марина Вячеславовна

Заведующая кафедрой экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

АФАНАСЬЕВ

Сахамин Миланович

Министр охраны природы Республики Саха (Якутия)

Бадрах Жадамбаа

Cоветник ректора Монгольского государственного университета образования, доктор педагогических наук, академик Академии наук Монголии, г. Улан-Батор

БАЛЯСНИКОВА

Людмила Александровна

Заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе», г. Санкт-Петербург

БИЛЯЛИТДИНОВ

Амир Анверович

Заместитель Ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

БУДАЕВА Татьяна Чагдуровна

БУХТИН

Геннадий Федорович

Первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ВЛАСЕНКО

Валентина Васильевна

Доцент кафедры педагогики и профессионального образования, Исполнительный директор кафедры ЮНЕСКО Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы, г.Уфа

ВЯЗОВ

Евгений Викторович

Председатель Регионального молодежного общественного экологического движения "Третья планета от Солнца" г. Покачи

ГАВЕРДОВСКАЯ

Ксения Александровна

Эксперт по образованию Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

ГОНЧАРОВ

Сергей Александрович

Первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор филологических наук, профессор, г. Санкт-Петербург

ГРИГОРЯН

Лариса Меликовна

Учитель биологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 5, г. Сургут

ГУЩИНА

Анна Маратовна

Руководитель центра международных проектов и программ, Новосибирский государственный технический университет

ДАГБАЕВА

Нина Жамсуевна

Директор Педагогического Института Бурятского Государственного университета, профессор кафедры педагогики

ДАНИЕЛЯН

Карине Суреновна

Заведующая кафедрой экологии и устойчивого развития Армянского государственного педагогического университета им. Х.Абовяна, Ассоциация «За устойчивое человеческое развитие» г. Ереван, Республика Армения

ДЕЛИНСКИ

Андриан Иванович

Вице-ректор Государственного Университета Академии наук Молдовы, Республика Молдова

ДЗЯТКОВСКАЯ

Елена Николаевна

Ведущий научный сотрудник лаборатории экологического образования Института содержания и методов обучения РАО, заведующая сетевым филиалом кафедры глобальных проблем ЮНЕСКО МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор биологических наук, профессор

ДРАКОВА

Дамира Курбановна

Эксперт общественной палаты по экологическому образованию Челябинской области, Президент Клуба ЮНЕСКО г. Челябинск


ЕГОРОВ

Владимир Константинович

Председатель координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, заведующий кафедрой ЮНЕСКО Государственная служба и управление социально-экономическими процессами, г. Москва

ЕРМАКОВ

Дмитрий Сергеевич

Заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин Новомосковского филиала Университета РАО, доктор педагогических наук, доцент, г. Новомосковск

Жозеф Геббе

Член совета директоров Ассоциации по экологии и экологическому образованию, биолог, Оснабрюк Германия

ЗАХАРОВ

Владимир Михайлович

Директор Института устойчивого развития Общественной палаты РФ, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, г.Москва

ЗАХЛЕБНЫЙ

Анатолий Никифорович

Главный научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, председатель Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, г. Москва

ИВАНОВА

Елена Валерьевна

Доцент Челябинского государственного университета, кандидат филологических наук, г. Челябинск

ИСМАИЛОВ

Вилаят Исмаил оглы

Директор научно методического центра по культуроведению Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики

КАРМИНСКАЯ

Татьяна Дмитриевна

Ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

КИРНАРСКАЯ

Дина Константиновна

Проректор по научной работе и связям с общественностью Российской академии музыки им.Гнесиных, доктор филологических наук, профессор, г. Москва

КОЗЛОВ

Анатолий Владимирович

Заместитель руководителя кафедры ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» по новым образовательным технологиям, доцент кафедры радиоэлектронных систем Сибирского Федерального университета, кандидат технических наук, г. Красноярск

КОЗЛОВА

Виктория Викторовна

Доцент кафедры биофизики и нейрокибернетики государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сургутский государственный университет», доктор биологических наук

КОЛЕСОВА

Екатерина Вячеславовна


Доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, секретарь инициативной группы Межрегиональной ассоциации образования и просвещения по экологии и устойчивому развитию, кандидат педагогических наук, г. Москва

КОРНЕВА

Анна Николаевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа д.Шапша», учитель химии и биологии

КОРСКОВ

Виктор Владимирович

Заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Морская экология» Дальневосточного федерального университета

КУДИНОВА

Галина Эдуардовна

Старший научный сотрудник, Руководитель группы «Экономика природопользования»



КУЗЬМИНА

Светлана Николаевна

Советник руководителя Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области» (ФБУ «Тест-С.-Петербург»), доктор экономических наук, г. Санкт-Петербург

КУЛЯСОВА

Антонина Алексеевна

Научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, кандидат социологических наук, г. Санкт-Петербург

КУРБАНОВА

Дилноза Азизбаевна

Старший эксперт, координатор программ по ОУР Национальной комиссии Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО

ЛАПШИН

Андрей Александрович

Ректор Нижегородского Архитектурно-строительного университета, руководитель кафедры ЮНЕСКО «Экологически безопасное развитие крупного региона — бассейна реки Волги»

ЛАПШИНА

Елена Дмитриевна

Заведующая кафедрой Югорского государственного университета, доктор биологических наук, профессор, г. Ханты-Мансийск

ЛОБАНОВ

Алексей Николаевич

Директор, учитель биологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Ханты-Мансийск

ЛОЗИНСКИЙ

Николай Николаевич

Помощник директора, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова

МАЗУРОВ

Юрий Львович

Профессор кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор географических наук, г. Москва

МАМЕДОВ

Низами Мустафаевич


Профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, г. Москва

МАРКОВ

Валерий Петрович

Первый заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми

НАСИБУЛИНА

Анастасия Сергеевна

Младший научный сотрудник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Никиш Манфред

Заместитель председателя Глобального фонда природы, профессор Грайфсвальдского университета, директор зоопарка в г. Франкфурт-на-Майне (Германия)

ОРДЖОНИКИДЗЕ

Григорий Эдуардович

Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

ПАКИНА

Алла Анатольевна

Заместитель заведующего кафедрой рационального природопользования, географический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник

ПИКУНОВ

Сергей Владимирович

Руководитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ПРОХОРОВА

Евгения Александровна

Директор кадрового агентства, старший преподаватель кафедры «Социально-культурный сервис и туризм»

ПРУСС

Нэлла Матвеевна

Национальный координатор сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации

ПЯТКОВ

Сергей Григорьевич

Проректор по научной работе и международной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

РОЗЕНБЕРГ

Геннадий Самуилович

Директор Института экологии Волжского бассейна РАН, руководитель кафедры ЮНЕСКО «Изучение и сохранение биоразнообразия экосистем Волжского бассейна», г.Тольятти

РЫБАКОВА

Дарья Олеговна

Ведущий специалист Организационного отдела Дальневосточного Федерального Университета, г. Владивосток

САФОНОВА

Алена Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», г.Ханты-Мансийск, педагог-психолог

САХАУТДИНОВА

Зинаида Борисовна

Начальник Управления по внешним коммуникациям ЗАО «ФосАгро АГ»

Север Мустафа

Доцент, Университет г. Анкара

Скуллос Микаэль

Директор лаборатории химии окружающей среды, факультет химии, Председатель кафедры ЮНЕСКО «Управление устойчивого развития и образования в Средиземном море», Афинский университет (Греция)

СЛЕПЦОВ

Анатолий Николаевич

Заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Адаптация человека и общества Арктических регионов к изменению климата и глобализации» Северо-Восточного Федерального Университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск

СЛИНКИН

Сергей Викторович

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», заместитель директора по УМР

СОЛОДОВНИК

Диляра Медехатовна

Заместитель директора по международным связям, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова

СТЕПАНОВ

Станислав Александрович

Профессор кафедры гуманитарных наук «Академии МНЭПУ», советник ректора, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, г. Москва

СУРКОВ

Александр Алексеевич

Методист кафедры ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования, г. Москва

ТАПАЕВА

Света Искаковна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Республиканского детско-юношеского центра по экологии, краеведению и туризму Киргизии

ТЕРЕШИНА

Мария Валентиновна

Профессор Кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета, доктор экономических наук

Туутс Ану

Профессор, директор института политических исследований и управления Университета г. Таллина

ТЮХОВ

Игорь Иванович

Руководитель кафедры ЮНЕСКО «Техника и технология чистых производств» Московского государственного университета инженерной экологии, кандидат технических наук, г. Москва

УРСУ-АРХИПОВА

Антонина Петровна

Начальник Управления общего образования Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, кандидат филологических наук, г. Ханты-Мансийск

ФЕДОРЕНКО

Ирина Леонидовна

Кандидат Философских Наук, Университет Оксфорда

ФЕДОТОВА

Елена Терентьевна 

Руководитель детского этнокультурного стойбища «Нумсангёх»

ФИЛАТОВ

Михаил Александрович

Заведующий кафедрой биофизики и нейрокибернетики государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сургутский государственный университет», доктор биологических наук

ХАЛУДОРОВА

Любовь Енжаповна

Начальник учебного отдела Бурятского республиканского института образовательной политики, г. Улан-Удэ

ХАСАЕВ

Габибулла Рабаданович

Ректор Самарского государственного экономического университета, г. Самара

Хейс Джулия

Программный специалист Секретариата ЮНЕСКО, Австрия/ЮНЕСКО

ХЛЫЩЕВА

Елена Владиславовна

Заведующая кафедрой культурологии Астраханского государственного университета, доктор философских наук, г. Астрахань

ХОПКИНС

Чарльз Александр

Ведущий международный эксперт в области ОУР, руководитель редакционной группы Всемирной конференции по ОУР в Аичи-Нагоя, Канада

Хофман Томас

Руководитель Департамента географии Центра подготовки учителей в Карлсруе, Германия

ХРОМЕНКОВ

Павел Николаевич

Ректор Московского государственного областного университета

ЧЕШЕВ

Андрей Анатольевич

Заместитель Исполнительного директора Неправительственного экологического фонда им. Вернадского

ШАЙХИНУРОВА

Зарина Ришатовна

Учитель Средней общеобразовательной школы №7 г.Губкинский, Ямало-Ненецкого автономного округа

ШАКИРОВА

Татьяна Адамовна

Менеджер программы ОУР Регионального экологического центра Центральной Азии, Казахстан

ШАФЕР Даниэл

Профессор, Генеральный директор Фонда экологического образования (Великобритания/Дания)

ЯНЬКОВА

Марина Владимировна

Сотрудник Постоянного представительства РФ при ЮНЕСКО

Яш Щилээгма

Руководитель научного отдела Монгольского государственного университета образования, доктор философии, г. Улан-Батор

Опубликовано: 09.09.2016        Обновлено: 14.11.2017 16:16