Размер:
Цвет:

Информация по вопросу 2_Тарсенко А.В.

Информация по вопросу 2 повестки
заседания Общественного совета по реализации
Стратегии социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры

25 апреля 2019 года
Тарасенко А.В.

О переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами и планах по развитию мощностей по утилизации твердых коммунальных отходов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Подготовка к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в округе начата еще в 2015 году, а конкретные изменения, как сказали Вы, Наталья Владимировна, начались в 2018 году. В настоящее время на территории автономного округа разработана все необходимая нормативно правовая база и в апреле 2018 года, на основании конкурсного отбора, определен региональный оператор АО «Югра – Экология» по 2 зонам «Южной» и «Северной», по 11 муниципальных образований в каждой.
По «Южной» зоне деятельность регионального оператора была начата в октябре 2018 года в 3 муниципальных образованиях. С января 2019 года к ним присоединилось еще 8 муниципальных образований. Для всех 11 муниципальных образований в декабре 2018 года по «Южной» зоне утвержден единый тариф.
Для перехода «Северной» зоны на новую систему обращения с ТКО Департаментом промышленности Югры было заключено прямое соглашение с региональным оператором АО «Югра – Экология» до 31 декабря 2019 года. В настоящее время регоператором проводятся соответствующие действия по реализации соглашения.

Предварительные итоги перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами и работы регоператора по «Южной» зоне за прошедший период времени выявили ряд проблем и вопросов.
Одна из них это недостаточное поступление денежных средств за оказанные услуги (56% на 01.03.19), которое приводит к невозможности своевременной оплаты произведенных затрат организаций на транспортирование и размещение ТКО, что влияет на стабильность их работы и возможность оказания полноценных коммунальных услуг, и, как следствие, возникновение жалоб от организаций и населения в адрес регоператора.
Существуют вопросы по несогласию части населения с изменившейся схемой оплаты с человека, хотя стоит отметить, что еще совсем недавно другая часть населения была недовольна старой схемой оплаты с квадратного метра; недовольны также разницей между установленными на сегодня нормативами накопления и фактически образуемыми объемами отходов; суммой оплаты за услуги в области обращения с ТКО, которая раньше была в общей сумме на содержание МКД и сколько это стоило никого сильно не волновало, до вывода в их в коммунальную услугу; при этом населением отмечается, что практически не изменился ни объем ТКО, ни перечень и качество работ по сбору, вывозу и утилизации ТКО.
Следует также отметить наличие случаев сдваивания платежей, занижения или завышения количества потребителей из-за отсутствия возможности получения на законных основаниях достоверной информации об отходообразователях и нерешенного в ряде муниципальных образований вопроса с агентами по расчетно-кассовому обслуживанию.
Имеются факты уклонения потребителей от заключения договоров, особенно юр. лиц, индивидуальных предпринимателей и физ. лиц, проживающих в частном секторе, которые стремятся решить вопрос за счет других или вывезти ТКО в несанкционированные места. Необходимо, наверное, соответствующим органам уже применять установленные законодательством меры борьбы с этой категорией лиц.
Кроме того на сегодня имеются проблемы обеспеченности объектами по обращению с ТКО в муниципальных образованиях (контейнерных площадок, площадок временного накопления, полигонами) и оборудованием для взвешивания и достоверного определения объемов ТКО на полигонах.
Недостаточными темпами в ряде муниципалитетов идет определение схем размещения и составление реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Не везде решен вопрос по определению собственника контейнерных площадок и контейнеров, а также приобретения необходимого количества контейнеров. Некоторые муниципальные образования пытаются переложить это на управляющие организации, то есть в итоге на собственников, даже в нарушение законодательства. По решению данного вопроса есть поручения Губернатора автономного округа муниципальным образованиям об обеспечении контейнерами к 1 июня 2019г., надеюсь, что оно будет своевременно ими выполнено.
Требуется также проведение в муниципальных образованиях исследований по четырем сезонам для уточнения норм накопления твердых коммунальных отходов, в том числе для МКД и частного сектора, так как у них постоянно возникают вопросы.
Имеется на сегодня необходимость разработки «Дорожных карт» по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на текущий период (2019 год), с учетом существующих проблем и вопросов, конкретными мероприятиями, реальными сроками, ответственными лицами, жестким контролем исполнения, как на региональном, так и на муниципальном уровне. Предлагаю привлечь к разработке и дальнейшему контролю исполнения данных карт общественность.
Необходимо доработать и принять Регламент (Положение, Инструкция) взаимодействия участников рынка обращения с твердыми коммунальными отходами, который должен снять ряд существующих на сегодня вопросов.
Требуется также активизация по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры, начиная с детсадов, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе раздельному сбору.
Есть на сегодня необходимость в оперативной корректировке региональным оператором осуществления своих функций с учетом появляющегося опыта работы и возникающих проблемных вопросов с исполнителями и потребителями коммунальных услуг, муниципальными образованиями, в улучшении их взаимодействия со специалистами регоператора, в том числе: установлении безпроблемной телефонной и интернет связи; составления графика работы в муниципалитетах закрепленными за ними специалистов; обеспечении полноценного процесса документооборота, в том числе электронного; организации контроля и проверки достоверности объемов ТКО; получении полной и своевременной информации о его деятельности и так далее. И это необходимо решить до начала вхождения регоператора в «Северную» зону, где исполнителей и потребителей коммунальных услуг гораздо больше и нерешенные проблемы могут привести еще к большим проблемам.
Требуется также более активная работа и Департамента промышленности автономного округа по исполнению своих функций в осуществлении государственной политики по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории округа, постоянной четкой организации и координации действий всех участников мусорной реформы. Времени для раскачки ни у кого нет.
С целью развития мощностей по обработке и утилизации ТКО на территории автономного округа требуется скорейшая реализация проектов по строительству 5 комплексных межмуниципальных полигонов в гг. Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Нягань общей мощностью 600 тыс. тонн в год, что позволит увеличить доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку с 12% до 60% и увеличение доли твердых коммунальных отходов на утилизацию с 1% до 19%.
Надеюсь, что переход на новую систему обращения твердых коммунальных отходов и развитие мощностей по их утилизации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре со временем приведет к стабилизации и решению всех возникающих сегодня вопросов между участниками данного рынка, создаст эффективную систему их сбора, транспортировки и утилизации, сократит количество несанкционированных свалок, улучшит состояние наших городов и поселков и в целом экологическую ситуацию в Югре.

Опубликовано: 26.04.2019 14:47        Обновлено: 08.05.2019 09:32
Яндекс.Метрика