Размер:
Цвет:

Информация по вопросу 1 _ Корольского Ю.С.

Информация по вопросу 1 повестки
заседания Общественного совета по реализации
Стратегии социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры

25 апреля 2019 года
Корольского Ю.С.

О ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года по итогам 2018 года

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1

Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года (далее – Стратегия-2030, автономный округ, Югра) и План мероприятий по её реализации утверждены распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года № 101-рп.
Основной целью Стратегии-2030 является повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновационной трансформации нефтедобывающей отрасли, конкурентоспособности человеческого капитала и создания условий для благоприятной окружающей среды, сбалансированное пространственное развитие.
Для достижения поставленной Стратегией-2030 цели требуется высокая управленческая культура и широкое использование методов системного анализа, прогнозирования и стратегического планирования на перспективу.
Фундаментальным аспектом решения поставленных задач и дальнейшего долгосрочного экономического роста является макроэкономическая устойчивость Югры.
На её обеспечение были сконцентрированы мероприятия, реализуемые Правительством автономного округа в 2018 году.
Ключевыми итогами этой работы стали:

Слайд 2

1. Модернизация ТЭК.
Валовой региональный продукт впервые увеличен на 13 % (к уровню 2017 года) и преодолел планку в 3 триллиона 967,09 миллиардов рублей.
В результате превышен плановый уровень, установленный Стратегией-2030:
по валовому региональному продукту на душу населения – на 24,2%;
по валовому региональному продукту на одного занятого в экономике – на 5% (и это при условии превышения планового значения среднегодовой численности занятых в экономике – на 18%).
Динамика этого роста задается разумной инвестиционной политикой, введением специальных налоговых режимов и мероприятий, поддерживающих деловую активность.
Эта стимулирующая система показала результативность, что подтверждают рейтинговые аналитические агентства.
По оценке Аналитического кредитное рейтинговое агентство (АКРА) наш регион – второй в стране в рейтинге эффективности региональной налоговой политики и получил наивысший Кредитный рейтинг – прогноз «Стабильный», в зоне лучших для регионов России показателей.
Комплекс мер, реализованных Правительством автономного округа по вовлечению в разработку запасов и ресурсов месторождений, рекордный объем эксплуатационного бурения в 2017 – 2018 годах и ввод новых добывающих скважин позволил впервые за 10 лет (начиная с 2008 года) достичь положительных тенденций по добыче нефти:
за 2018 год на территории Югры добыто 236,5 млн.т нефти, что на 0,5% или на 1,2 млн.т. больше добычи 2017 года.
в 2018 году введено в разработку 3 новых месторождения, переданы в пользование 9 участков недр с суммарными извлекаемыми запасами нефти более 31,0 млн. тонн.
На повышение эффективности отрасли работали проекты по внедрению цифровых и бережливых технологий – реализуемый совместно с Минэнерго России и компанией «Газпромнефть» проект «Бажен».
В соответствии с меморандумом, подписанным в 2018 году с Минпромторгом России, планируется заключение специальных инвестиционных контрактов для ускоренной реализации проекта.
Нефтяная отрасль – стержень экономики России и Югры и ежегодно формирует в автономном округе заказ на продукцию обрабатывающих производств в объеме более 200 миллиардов рублей, что способствует росту инновационной, производственной экономики Югры.

Слайд 3

2. Диверсификации экономики
Промышленная политика Правительства автономного округа в 2018 году позволила создать условия для развития диверсифицирующих отраслей экономики и нарастить объем инвестиций в Югру до 922,1 миллиардов, что на 1,9% выше уровня 2017 года, их доля в ВРП составила 23,2% (доля в ВРП ниже уровня 2017 года на 3% и ниже планового значения на 3,9%, что в большей степени обусловлено ростом ВРП).
По данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг», положительная динамика инвестиций в 2018 году позволила Югре занять третье место среди регионов России по объему инвестиций на душу населения, что составило 555,7 тыс. руб. (среднее по России – 119,8 тыс. руб), а также увеличить долю обрабатывающих производств в структуре ВРП до 2,3% (в 2017 году – 2,2%, в 2016 году – 2,1%).
Среди новых промышленных предприятий:
в г. Сургуте китайский холдинг «Хайлон» создал завод по нанесению защитного полимерного покрытия на внутреннюю поверхность труб нефтяного сортамента;
в г. Излучинске компания «Эпик 380» открыла завод по выпуску насосных установок для гидроразрыва пласта;
в г. Нижневартовске компания «Бейкер Хьюз» открыла завод по производству установок электроприводного центробежного насоса для механизированной добычи минеральных ресурсов. Как отмечают инвесторы, цифровые технологии, которые будут использоваться при производстве установок, увеличат эффективность при разработке нефтегазовых месторождений.
Также в 2018 году Правительством автономного округа одобрен запуск значимых для диверсификации экономики проектов – комплекс по металлообработке компании «Северсталь» и производственно-логистический индустриальный парк «Югорский».

Слайд 4

При реализации в Югре национальной технологической инициативы в 2018 году Правительством автономного округа обеспечено развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры, привлечение, подготовка и совершенствование кадровых ресурсов для инновационной системы на базе ведущих университетов Югры.
Осуществлялось сопровождение проектов по созданию 5 индустриальных парков в городах Сургут, Югорск, Нижневартовск, Сургутском и Нефтеюганском районах посредством заключения с управляющими компаниями соглашений, в соответствии с которыми оказывалась информационно-консультационная и организационная поддержка:
Индустриальный парк «Югра» в г. Сургут (тип парка браунфилд) – ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк – Югра», инвестиционная емкость 593,1 млн. рублей;
Индустриальный парк в г. Югорск (тип парка браунфилд) – ООО «Управляющая компания «Технополис», инвестиционная емкость 300 млн. рублей;
Индустриальный парк «Солнечный» в Сургутском районе (тип парка гринфилд) – управляющая компания ООО «Завод контрольно-измерительных приборов и автоматики ресурсно-инженерных систем», инвестиционная емкость 456 млн. рублей;
Индустриальный парк «Яшел-парк Сибирь» в г. Нижневартовске (тип парка браунфилд) – управляющая компания ООО УК «Яшел – парк Сибирь», инвестиционная емкость более 1100 млн. рублей;
Производственно-логистический индустриальный парк «Югорский» в Сургутском и Нефтеюганском районах (тип парка гинфилд) – управляющая компания ООО «Югорская логистическая компания», инвестиционная емкость 7000 млн. рублей).
Внесены изменения в Схему территориального планирования Югры (Постановление Правительства автономного округа от 21 декабря 2018 года № 493-п), предусматривающие создание территориальных промышленных кластеров, как обязательное условие для регистрации индустриальных парков в Минпромторге России.
Растущая активность инвесторов обеспечивает устойчивость рынка труда. Югра входит в первую пятерку регионов страны с минимальными показателями безработицы . Уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2018 году составил 3%, что ниже показателя 2017 года на 0,3% и ниже планового значения, установленного Стратегией-2030 на 1,4% (2017год – 3,3%, план 2018 года – 4,4%).
За 2018 год создано более 3 тыс. постоянных рабочих мест и 24 тыс. временных.
Слайд 5

Существенный вклад в развитие рынка труда вносит также малый и средний бизнес. Для поддержания положительной динамики в этом направлении принято решение о продлении действия пониженных ставок для субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения.
По данным ФНС России, в 2018 году в Югре осуществляли свою деятельность 61971 субъект МСП, между тем численность занятых в секторе МСП на 10 января 2019 года – 199,8 тыс. человек, что ниже показателя на аналогичную дату 2017 года на 2,3 % (2017 год – 204,5 тыс. человек).
Незначительное снижение – меньше одного процента (0,9%) от планового значения, установленного Стратегией – 2030 удельного веса оборота малых и средних предприятий в валовом региональном продукте, обусловлено, прежде всего, существенным ростом ВРП (на 13% к 2017 году).
При этом в абсолютных показателях оборот предприятий малого и среднего предпринимательства, по оценке Депэкономики Югры, составил 534,7 млрд. рублей, что больше показателя предыдущего года на 5,4% (2017 год – 507,3 млрд. рублей).

Слайд 6

По данным Таможенной Службы России, в 2018 году фиксируется увеличение экспорта товаров и услуг, производимых предприятиями Югры, на 39,3% к 2017 году – до 20,2 млрд. долл. США (2017 год – 14,5 млрд. долл. США, 2016 год – 11,9 млрд. долл. США). Организации автономного округа ведут деловое сотрудничество с предприятиями-партнерами в 58 странах мира. Основными торговыми партнерами Югры являются Нидерланды, Германия, Китайская Народная Республика, Республика Беларусь, Республика Корея, Италия, Финляндия.
В структуре экспорта товаров удельный вес занимает группа товаров «Минеральные продукты».
В реестре экспортно-ориентированных организаций Югры насчитывается 75 субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в агро- и лесопромышленном комплексах, строительстве, занимающихся туризмом.
В 2018 году 14 экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства заключили 27 экспортных контрактов с хозяйствующими субъектами из 9 стран на сумму 199,6 млн. рублей.

Слайд 7

Основополагающей целью Стратегии-2030 является создание условий для повышения качества жизни населения автономного округа и формирования конкурентоспособного человеческого капитала.
В 2018 году Правительством автономного округа продолжено решение ключевых задач социальной сферы: расширение возможностей для активного долголетия населения автономного округа, поддержка семей с детьми, развитие культуры и духовно-нравственного воспитания, формирование комплексной системы образования отвечающей современным требованиям рынка и с учетом потребностей работодателей.
Наращивается объём оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В 2018 году высокотехнологичная помощь была оказана 15684 пациентам (что на 21,8% выше уровня 2017 года), из них 13482 пациентов получили эту помощь в Югре, 2202 пациентов – в федеральных высокотехнологичных медицинских центрах (в 2017 году ВМП оказана 12877 пациентам).
По данным Росстата России, в 2018 году в Югре:
наблюдается увеличение численности населения – 1659,4 тыс. человек (ЦО – 1838,2 тыс. человек к 2030 году (2017 год – 1650,6 тыс. человек, 2016 год – 1636,4 тыс. человек, 2015 год – 1619,4 тыс. человек);
увеличение ожидаемой продолжительности жизни – 74,3 года (ЦО – 75,8 лет к 2030 году, (2017 – 73,9 лет, 2016 – 73,5, 2015 – 72,6);
Мероприятия Стратегии, направленные на улучшение сферы здравоохранения 2018 году, также показывают положительную динамику:
показатель младенческой смертности был снижен на 39% к уровню 2017 года. Это произошло благодаря эффективной системе выхаживания недоношенных новорожденных. Так, в 2018 году число умерших детей в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми составило 2,8 (в 2017 году – 4,6, в 2016 году – 4,1);
по этому показателю Югра входит в ТОП-10 лучших систем здравоохранения мира;
смертность от всех причин (число умерших на 1000 населения) стабилизирована на уровне 2017 года и составила 6,2 человек, плановое значение показателя превышено на 3,23%.

Слайд 8

Формирование системы образования в Югре построено в том числе на выявлении и стимулировании развития творческих способностей детей, поиска и развития талантливой молодежи и создания условий для формирования креативного класса населения автономного округа.
В этой связи в Югре выстраивается «инновационный лифт» от детских технопарков до профориентации молодежи, а затем и освоения современных профессиональных компетенций, проверки и коммерциализации инновационных идей.
В целях развития сети образовательных учреждений в 2018 году в автономном округе заключено 5 концессионных соглашений по созданию объектов общего образования в городах Нефтеюганск, Ханты-Мансийск и Сургутском районе: «Реконструкция объекта дошкольного образования в городе Нефтеюганске»; «Средняя общеобразовательная школа в п. Солнечный (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой)»; «Средняя общеобразовательная школа в пгт. Нижнесортымский (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой)»; «Средняя школа на 1725 учащихся в микрорайоне Иртыш-2 города Ханты-Мансийска»; «Средняя школа на 1056 учащихся в микрорайоне «Учхоз» города Ханты-Мансийска».
Продолжено развитие сети региональных ресурсных центров по направлениям дополнительного образования, в 2018 году открыты 3 таких центра.
По соглашению с фондом «Талант и успех» в 2018 году на базе ФГОУ ВО «Югорский государственный университет» открыт Региональный ресурсный центр выявления и поддержки одаренных детей, которые смогут рассчитывать на гранты и прохождение стажировок на базе ведущих предприятий округа.
Всего по состоянию на 01.01.2019 года в автономном округе осуществляли образовательную деятельность 24 частные дошкольные образовательные организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности (помещения, соответствующие нормам СанПИН, в том числе 5 филиалов; из 24 – 6 СО НКО).
По итогам 2018 года 72,7% детей в возрасте от 5 до 18 лет вовлечены в программы дополнительного образования. Этому способствовало внедрение адресного сертификата на получение такой услуги, которым воспользовались 27 тысяч детей. Каждый девятый получил услугу у негосударственных поставщиков.
Открылись два новых Центра молодёжного инновационного творчества. Формирующаяся сеть «Кванториумов» объединила 10 тысяч югорчан, увлеченных исследованиями и научно-технической деятельностью.
В 2018 году в ТОП-100 лучших школ России с наиболее конкурентоспособными выпускниками вошли Гимназия «Лаборатория Салахова» в г. Сургуте (заняв 81 место) и Югорский физико-математический лицей-интернат в г. Ханты-Мансийске (заняв 16 место). Последний вошел в первую двадцатку рейтинга, по соседству с профильным лицеем при легендарной «Бауманке».
В мае 2018 года МБОУ «СОШ № 8» г. Нефтеюганска (где в том числе обучается 50 учащихся с ОВЗ – организовано 4 класса для детей с нарушениями по слуху, 1 класс для слепых учащихся) признано победителем регионального этапа, а в октябре – лауреатом заключительного этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» (4 место из 85 субъектов Российской Федерации).

Слайд 9

Стратегия-2030, прошедшая актуализацию в 2017 году, одним из основных направлений работы которой стало снятие ограничений для вхождения субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в экономику региона.
В целях развития конкуренции, повышения доступности услуг в социальной сфере новый импульс получил процесс перевода полномочий по оказанию отдельных услуг социальной сферы с государственного (муниципального) сектора в негосударственный.
Повышение качества и доступности услуг в социальной сфере осуществляется в нескольких направлениях:
происходит реструктуризация сети государственных и муниципальных учреждений;
обеспечивается доступ некоммерческих организаций и субъектов социального предпринимательства к предоставлению услуг в социальной сфере;
привлекаются частные инвестиции, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства, к реализации социальных проектов и строительства (реконструкции) социальных объектов.
В Югре создана и действует комплексная модель развития социального предпринимательства. Она включает необходимые нормативно-правовые документы, налоговые и имущественные льготы, финансовую поддержку социальных предпринимателей, некоммерческих организаций.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Югре – почти 62 тыс. единиц, из них 4% (2463 единиц) – это субъекты социального предпринимательства (в РФ – около 1%).
Действующие меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства востребованы, постоянно совершенствуются и закреплены в государственной программе автономного округа.
По итогам 2018 года на поддержку социального предпринимательства из бюджета автономного округа направлено 52,0 млн. рублей, из них средств муниципального бюджета – 1,7 млн. рублей.
В сфере социальной поддержки населения количество негосударственных поставщиков (социально-ориентированных некоммерческий организаций – СО НКО) за 2018 год увеличилось с 914 поставщиков до 956 (по данным Минюста России).
С 2014 года отмечается ежегодный рост количества социальных предпринимателей. Наряду с социально ориентированными некоммерческими организациями социальные предприниматели с 2016 года являются поставщиками 48 видов услуг социальной сферы.
Выстроена система государственной поддержки:
для социальных предпринимателей снижена процентная ставка при предоставлении займов Югорской микрокредитной организацией;
сформирован благоприятный налоговый климат;
для организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, налоговым законодательством Югры установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций на 4 процентных пункта ниже ставки, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации (20%);
по налогу на имущество предусмотрено освобождение от уплаты налога в размере 50% (ставки налога на имущество от 1,3% до 2,2% в зависимости от объекта налогообложения);
для организаций, включенных в государственный реестр региональных СО НКО – получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг, на период 2018 – 2020 годов установлена минимальная налоговая ставка в размере 1% при упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются «доходы» (ставки 5% – по приоритетным видам деятельности (образование, здравоохранение, социальная защита, спорт, культура и др.), 6% – остальные виды деятельности);
религиозные объединения (организации) и общественные организации инвалидов освобождены от уплаты транспортного налога за автобусы с мощностью двигателя до 150 л.с. (включительно) в размере 50 % от суммы налога (с 1 января 2019 года эта льгота будет распространяться и на СО НКО, включенные в государственный реестр региональных СО НКО – получателей поддержки и оказывающие общественно полезные услуги) (ставка 50 рублей за лошадиную силу).
Актуализирована налоговая поддержка негосударственных поставщиков услуг (работ), с 1 января 2019 года введены дополнительные льготы по налогам и страховым взносам для негосударственных поставщиков услуг (работ) социальной сферы.
для СО НКО, включенных в государственный реестр региональных СО НКО – получателей поддержки и оказывающих общественно полезные услуги, религиозных объединений (организаций) и общественных организаций инвалидов будут введены льготы по транспортному налогу за легковые автомобили мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно) – 100 % от суммы налога (ставка 15 рублей за лошадиную силу), свыше 100 л.с. до 150 л.с. (включительно) – 50% от суммы налога (ставка 35 рублей за лошадиную силу);
для некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта, в течение 2019 – 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0% (базовая ставка 22%), на обязательное социальное страхование (временная нетрудоспособность, материнство) и обязательное медицинское страхование – 0,0% (социальное страхование – ставка 2,9%, медицинское страхование – ставка 5,1%);
для организаций и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. социальных предпринимателей), применяющих упрощенную систему налогообложения, в течение 2019 – 2021 годов налоговая ставка устанавливается в размере 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (в РФ ставка – 15%).
Самое главное в выстроенной системе – это результат:
увеличилось количество некоммерческих организаций до 2117 единиц (на начало 2017 года – 2008, по данным Минюста России);
количество обслуженных граждан увеличилось с уровня 2017 года в 1,5 раза и составило 175,4 тыс. человек (2017 – 117,0 тыс. человек, в сравнении с уровнем 2016 увеличилось в 2,6 раза, 2016 – 44,5 тыс. человек);
60 проектов некоммерческих организаций Югры получили гранты Президента РФ на развитие гражданского общества в сумме 59,5 млн. рублей;
30% объема паллиативной помощи предоставляется СО НКО;
Негосударственными поставщиками соц.услуг на дому обслужено 2120 граждан, что превышает показатели 2017 года на 15% (2017 год – обслужено 2120 граждан и в 6,9 раз превышает показатели 2016 года – обслужено 350 граждан).
35 СО НКО получили субсидии из бюджета Югры на реализацию проектов в сфере культуры на сумму 31,2 млн. рублей; (в 2017 году – 17 СО НКО на сумму 23,5 млн. рублей);
351 представитель негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере прошел обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Слайд 10

Результаты 2018 года позволяют сделать вывод о плановом достижении стратегической цели.
Достижение целевых ориентиров Стратегии-2030 осуществляется посредством выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии-2030, которым на 2018 год было предусмотрено 20 комплексных мероприятий, сгруппированных в соответствии с 3 интегральными задачами Стратегии-2030: «умная» экономика, конкурентоспособный человеческий капитал, «здоровая» экология.
Мероприятия плана носят долгосрочный характер.
Полученные результаты мониторинга Плана мероприятий по реализации Стратегии-2030 за 2018 год в целом свидетельствуют о позитивной динамике социально-экономического развития автономного округа и высокой вероятности достижения основных стратегических ориентиров.

Опубликовано: 26.04.2019 10:23        Обновлено: 08.05.2019 09:32
Яндекс.Метрика