Размер:
Цвет:

Информация по вопросу 1_Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Информация по вопросу 1 повестки
заседания Общественного совета по реализации
Стратегии социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры

25 апреля 2019 года

О ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года по итогам 2018 года

В Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года (далее – Стратегия – 2030, автономный округ, Югра) определены приоритетные направления развития:
формирование «умной» экономики;
создание условий для повышения конкурентоспособности человеческого капитала.
В связи с этим решаются задачи по созданию новых механизмов экономической диверсификации; внедрению технологий бережливого производства; развитию институтов гражданского общества; реализации новой промышленной политики, национальных предпринимательской и технологической инициатив.
Для достижения стратегической цели в 2018 году Правительством автономного округа был сделан ряд важных шагов и нововведений:
государственные программы переведены на модельные, в результате чего обеспечена:
синхронизация мероприятий с национальными проектами;
открытость для общественности оценки достижения целевых значений через публичную декларацию ;
предложены механизмы вовлеченности и участия граждан в процесс осуществления государственного и муниципального управления в соответствии с Концепцией открытости исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Югры ;
применены новые технологические решения при формировании долгосрочных Схем и программ развития электроэнергетики ;
принят план мероприятий по вводу в разработку южной части Верхне-Салымского месторождения , по опыту работы подобные мероприятия ускоряют выход на проектную мощность до 5-6 лет;
заключено соглашение о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Правительством автономного округа в целях реализация государственной политики по развитию конкуренции ;
определены направления экономического сотрудничества в области реализации проектов разработки и внедрения перспективных технологий, развития обрабатывающих секторов промышленности Югры с Публичным акционерным обществом «Северсталь» ;
создана единая региональная информационная система управления транспортом, с помощью которой можно получить сведения о работе пассажирского транспорта ;
отобраны для внедрения совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» лучшие практики и инициативы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: энергосервисные контракты, направленные на энергосбережение; общественная инициатива по благоустройству внутриквартальных территорий «Мой дом, мой двор»; проект «Один дома» и т.д.;
созданы краудсорсинговые площадки, предназначенные для обмена свободными материальными ресурсами (оборудованием, инструментами) негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, в целях осуществления деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) в социальной сфере;
введена в промышленную эксплуатацию система поддержки принятия врачебных решений, которая позволяет врачу посредством свободного поискового запроса получить необходимые рекомендации по диагностике и лечению заболеваний. Система используется в 89 медицинских организациях автономного округа (всего в 2018 году – 98 медицинских организаций).
Комплекс мер, реализованных в автономном округе, позволил по итогам 2018 года достичь результатов социально-экономического развития:
впервые за 10 лет (начиная с 2008 года) удалось получить положительные тенденции по добыче нефти. В 2018 году добыто 236,5 млн.т. нефти, что на 0,5% или на 1,2 млн.т. больше добычи 2017 года;
валовой региональный продукт впервые увеличился за год на 13% (к уровню 2017 года) и подошел к планке в 4 триллиона рублей (в 2018 году – 3967 млрд. рублей);
объем инвестиций на душу населения позволил Югре занять 3 место среди регионов России (2018 г. – 922,1 млрд.рублей, что на 1,9% выше уровня 2017 года, доля в ВРП – 23,2%);
увеличилась в ВРП доля обрабатывающих производств до 2,3% (в 2017 году – 2,2%, в 2016 году – 2,1%);
введены в действие новые промышленные мощности: завод по нанесению защитного полимерного покрытия на внутреннюю поверхность труб нефтяного сортамента в г. Сургуте (китайский холдинг «Хайлон»); завод по выпуску насосных установок для гидроразрыва пласта в пгт. Излучинск (компания «Эпик 380»); завод по производству установок электроприводного центробежного насоса для механизированной добычи минеральных ресурсов в г. Нижневартовске (компания «Бейкер Хьюз»);
доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения автономного округа, находящихся в нормативном состоянии, – в 2 раза выше общероссийских показателей и в 1,6 раза выше показателей по Уральскому федеральному округу;
зафиксирован самый низкий с 1997 года уровень безработицы по методике Международной организации труда . Среди субъектов-лидеров Российской Федерации с наилучшими показателями Югра по уровню безработицы за 2018 год занимает 4 место и 2 место среди субъектов Уральского федерального округа. Создано свыше 3,0 тыс. постоянных рабочих мест и 24,0 тыс. временных рабочих мест;
запущена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, что позволяет раскрыть человеческий потенциал, в том числе и особенным детям;
две общеобразовательные организации: БОУ автономного округа «Югорский физико-математический лицей-интернат» (г. Ханты-Мансийск) и МБОУ «Гимназия «Лаборатория Салахова» (г. Сургут) вошли в Топ-100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников , а также в Топ-300 школ России по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны;
обеспечена доступность дошкольного образования детям от 3 до 7 лет (2012 год – 84,9%), в 12 муниципальных образованиях автономного округа обеспечена 100,0% доступность дошкольного образования и для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет , в 2017 году таких муниципалитетов было 5;
открыт новый Центр здоровья на базе Советской районной больницы с мощностью более 10 тыс. посещений в год, диагностикой и формированием навыков здорового образа жизни будут охвачены жители гг. Советский, Югорск, а также близлежащих поселений;
доступна для всех нуждающихся граждан автономного округа высокотехнологичная медицинская помощь. Удовлетворенность населения автономного округа высокотехнологичной медицинской помощью (отношение направленных и получивших) в течение последних 5 лет составляет не менее 95%, что соответствует целевому индикатору, установленному Минздравом России;
каждый житель Югры более трех раз стал зрителем культурно-досуговых мероприятий, в среднем дважды посетил общедоступные библиотеки и кинозалы Югры;
к участию в творческих мероприятиях привлечено более 50,0 тыс. детей;
увеличилась доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах, 2018 год – до 100,0% (2017 год – 99,0%);
югорчане имеют возможность реализовать себя во всех видах адаптивного спорта. Развиваются свыше 30 дисциплин, в том числе технически сложные, такие как следж-хоккей, баскетбол на колясках, фехтование, гребля на байдарках и каноэ;
увеличилась доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, на 1,0% и сотавила 36,5% от общего количества жителей Югры (РФ – 36,0% ); автономный округ уверенно движется к цели, поставленной Президентом РФ, по привлечению к систематическим занятиям физкультурой и спортом до 55,0% населения к 2024 году ;
увеличилась доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта до 69,4% (2017 год – 41,2%).
Очевидный вектор в развитии подтверждают и оценки ведущих российских рейтинговых агентств:
ООО «РИА Рейтинг» проведена оценка регионов Российской Федерации по итогам 2018 года, по результатам которой автономный округ занимает:
по социально-экономическому положению – 3 место среди субъектов РФ;
по качеству жизни – 8 место в РФ и 1 место в Уральском Федеральном округе;
по доступности покупки семьями жилья в ипотеку – 3 место в РФ и 2 место в Уральском Федеральном округе;
по динамике оборота розничной торговли – 4 место в РФ и 2 место в Уральском Федеральном округе;
по динамике уровня безработицы – 4 место в РФ и 2 место в Уральском Федеральном округе;
по уровню зарплат – 7 место в РФ и 2 место в Уральском Федеральном округе;
по уровню долговой нагрузки – 10 место в РФ и 2 место в Уральском Федеральном округе.
В сентябре 2018 года Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг автономного округа на наивысшем уровне «ААА(RU)», прогноз «Стабильный». По оценке аналитиков Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, кредитный рейтинг обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, ликвидности бюджета и комфортным графиком погашения долга.
В рейтинге Министерства экономического развития Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в 2017 году, автономный округ стал лидером среди субъектов Российской Федерации.
В целом по итогам 2018 года в автономном округе обеспечена макроэкономическая устойчивость и финансовая самостоятельность.
Оценка целевых ориентиров, установленных в Стратегии – 2030, за 2018 год преимущественно положительная (таблица 1).
Из 21 целевого ориентира:
9 показателей с перевыполнением к плану от 1% до 24%;
8 показателей со 100% исполнением;
4 показателя с отрицательной динамикой.
Индекс производительности труда относительно уровня 2011 года планировался на уровне 150%. По оценке Департамента экономического развития автономного округа, индекс производительности труда относительно уровня 2011 года в 2018 году составил 100%, что выше показателя с 2017 года на 12% (2017 год – 88%).
Ключевая причина низкой производительности труда – низкий технологический уровень производства. С 2013 года в Югре отмечается постепенное увеличение степени износа основных фондов. Наибольший износ имеют машины, оборудование, инвентарь, сооружения.
В структуре ВРП более 66% занимает нефтедобывающий сектор, в котором в условиях увеличения совокупных затрат труда, связанных с увеличением количества трудноизвлекаемой нефти на фоне волатильности цены на продукцию, производительность не увеличивается, при этом уменьшить негативное влияние на общий показатель за счет других видов деятельности крайне трудно ввиду низкой диверсификации экономики.
Вместе с тем, реализация национального проекта «Создание комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки запасов баженовской свиты», предусматривающего создание «Технологического центра «Бажен» и реализацию инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение, будет способствовать в долгосрочной перспективе снижению затрат нефтегазовых компаний и как следствие росту производительности труда.
Основные задачи по повышению производительности труда:
стимулирование инвестиций для модернизации производства;
стимулирование технологического обновления;
стимулирование замены устаревших рабочих мест;
разработка условия для профразвития работников;
повышение мобильности рабочей силы;
повышение занятости в секторе малого бизнеса.
На решение этих задач направлены мероприятия портфеля проектов «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в автономном округе.
Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту планировалось на уровне 27,0%. По оценке Департамента экономического развития автономного округа, этот показатель составит 23,2%.
По оценке валовой региональный продукт за январь-декабрь 2018 года составил 3967,1 млрд. рублей (план 3211,4 млрд. рублей) или 100,3% к соответствующему периоду 2017 года.
Ключевую роль в формировании валового регионального продукта Югры играет добыча полезных ископаемых, в связи с этим влияние внешних факторов, конъюнктуры рынка углеводородов, существенно. Так по итогам 2018 года средняя цена барреля российской марки Urals достигла 70,0 долл. США, что на 32,0% больше уровня 2017 года.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования за 2018 год – 922,1 млрд. рублей или 101,9% к уровню 2017 года.
В 2018 году Югра заняла 14 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, улучшив свои позиции на 16 пунктов по сравнению с 2017 годом.
В рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации, Югра заняла 18 место среди 85 субъектов РФ .
Таким образом, снижение доли инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте обусловлено существенным ростом в 2018 году объема валового регионального продукта в ценах текущих лет, за счет колебаний ценового фактора.
Объем инвестиций в основной капитал на одного занятого в экономике планировался на уровне 944,2 тыс. рублей. По информации Росстата, он составил 854,7 тыс. рублей, что выше 2017 года на 0,12%.
На протяжении десяти лет автономный округ входит в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации по показателям объема инвестиций в основной капитал и объема инвестиций на душу населения.
По итогам 2018 года среди субъектов Российской Федерации Югра занимает 3 место по объему инвестиций в основной капитал и 3 место по объему инвестиций на душу населения с номиналом в 555,7 тыс. рублей. Инвестиции на душу населения в автономном округе в 4,6 раза превышают среднероссийский показатель.
На отклонение показателя повлияло увеличение среднегодовой численности занятых в экономике с планируемых 916,8 тыс. человек до 1078,9 тыс. человек (+162,1 тыс. человек).
В целях обеспечения развития инвестиционной и инновационной деятельности, активизации привлечения и эффективного использования материальных, финансовых ресурсов и передовых технологий организациям, осуществляющим свою деятельность в автономном округе, предоставляются меры государственной поддержки.
Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) планировался на уровне 15,6, по информации Росстата, составил 13,5. Причинами снижения коэффициента рождаемости по сравнению с 2017 годом (14,1) и плановым значением на 2018 год стало объективное уменьшение количества женщин фертильного возраста из-за демографического провала 90 х годов.
При этом по итогам 2018 года Югра входит в число субъектов-лидеров Российской Федерации с наилучшими показателями:
по коэффициенту рождаемости 9 место с показателем 13,5 на 1000 населения (РФ – 10,9 на 1000 населения);
по коэффициенту естественного прироста населения 6 место с показателем 7,3 на 1000 населения (РФ – «-1,5» на 1000 населения).
Для достижения национальных целей по увеличению рождаемости утвержден портфель проектов «Демография» со сроком действия 2019-2024 гг., который включает региональные проекты «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Старшее поколение»; государственная программа «Социальное и демографическое развитие» .
Таблица 1


п/п Целевые показатели 2015 отчет 2016 отчет Этап I
2017
отчет 2018 (план) 2018
(факт) Отклонение (+/-)
1. Показатели реализации задачи – формирование умной экономики
1.1 Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. рублей 1947,7 1874,9 2127,2 1924,5 2390,6 124,2
1.2 Валовой региональный продукт на одного занятого в экономике, тыс. рублей 3040,4 2992,18 3257,4 3502,8 3677,1 105,0
1.3. Индекс производительности труда относительно уровня 2011 года, в % 93,7 91,5 88,0 150,0 100,0 66,7
1.4. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 1037,4 1025,4 1077,9 916,8 1078,9 117,7
1.5 Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, в % 24,3 26,1 26,2 27,0 23,2 85,9
1.6 Объем инвестиций в основной капитал на одного занятого в экономике, тыс. рублей 738,5 779,5 853,7 944,2 854,7 90,5
1.7 Удельный вес отгруженной инновационной продукции в ВРП, в % 0,3 0,4 0,5 0,6 0,6 100,0
1.8 Отношение числа высокопроизводительных рабочих мест к среднегодовой численности занятых в экономике, в % 37,3 36,5 36,1 48,4 48,0 100,0
1.9 Удельный вес оборота малых и средних предприятий в валовом региональном продукте, в % 14,2 14,8 14,4 14,4 14,0 97,2
1.10 Темп прироста реальной среднемесячной заработной платы по сравнению с 2011 годом, в % -1,0 -3,5 -3,8 -5,2 -0,4 4,8
1.11 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения 12,8 13,0 11,1 12,5 9,1 3,4
1.12 Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), в % 4,4 4,5 3,3 4,4 3,0 1,4
2. Показатели реализации задачи – создание условий для всемерного повышения конкурентоспособности человеческого капитала
2.1 Численность населения (среднегодовая), тыс. человек 1619,4 1636,4 1650,6 1668,7 1659,4 100,0
2.2 Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) 16,6 15,7 14,1 15,6 13,5 86,5
2.3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 72,6 73,5 73,9 73,5 74,3 101,1
2.4 Смертность от всех причин (число умерших на 1000 населения), человек 6,4 6,2 6,2 6,4 6,2 103,2
2.5 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в кв. м 20,4 20,5 20,8 20,9 20,9 100,0
2.6 Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в % 7,8 7,7 7,5 7,3 7,3 100,0
2.7 Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта РФ, в % 82,8 83,9 84,3 85,9 85,9 100,0
3. Показатели реализации задачи – обеспечение условий формирования благоприятной окружающей среды для нынешних и будущих поколений жителей Югры
3.1 Доля населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, в % от общей численности населения 86,9 87,0 87,1 78,5 87,2 111,1
3.2 Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового регионального продукта, тонн 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 100,0

Опубликовано: 22.04.2019 10:28        Обновлено: 08.05.2019 09:32
Яндекс.Метрика