Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Информация по вопросу 1

Информация по вопросу 1 повестки заседания
Комиссии при Губернаторе Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры по развитию
гражданского общества

10 апреля 2018 год


О проекте Концепции развития правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре


Предложенный проект Концепции развития правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, представляет собой систему взглядов на обеспечение государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан и направлен на консолидированные действия различных органов государственной власти (федеральных и региональных), органов местного самоуправления, правозащитных институтов, профессиональных юридических сообществ, общественных объединений юристов, всех структур гражданского общества в формировании правовых знаний, повышении правовой культуры и правосознания граждан, проживающих на территории автономного округа.
Положения предложенного проекта Концепции сформулированы с учетом значимости правового просвещения граждан, отмеченной в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных 28.04.2011 № Пр-1168 Президентом Российской Федерации (далее также – Основы).
О расширении системы правового просвещения говорится и в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460.
Правовые, организационные и экономические основы просветительской деятельности, принципы государственной политики в данной сфере, общие правила функционирования системы правового просвещения, а также правовое положение и взаимоотношения участников просветительской деятельности нашли свое отражение в Модельном законе о просветительской деятельности, принятым на сорок четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в городе Санкт-Петербурге 20 мая 2016 года, Постановление № 44-11.
Актуальность создания эффективной системы правового просвещения граждан отмечается Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе в ходе ежегодного доклада в Госдуме Уполномоченного по правам человека в 2017 году.
Необходимость развития правового просвещения населения
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре неоднократно отмечалась в докладах регионального Уполномоченного по правам человека при анализе обращений граждан и запросов общественности на проведение дополнительных мер по развитию правовой грамотности населения, обеспечению доступа граждан к квалифицированной юридической помощи, содействия повышению уровня правовой культуры и правосознания человека.
Проблема низкого уровня юридической грамотности и наличие правового нигилизма в обществе возникает неизбежно в том случае, если граждане не имеют возможности реализовать свое право на получение квалифицированной правовой помощи до наступления обстоятельств, указывающих на нарушение прав человека.
В большей степени низкий уровень правовых знаний, культуры и правового нигилизма характерен для молодежной среды.
Распространение правового нигилизма среди молодежи во многом вытекает из ее правовой некомпетентности. Молодое поколение зачастую не знает о своих правах, о возможности их реализации и защиты и об ответственности за свои неправомерные действия. Поэтому в современном российском обществе имеют место такие явления, как незнание и игнорирование законов молодыми людьми, негативное отношение к власти, неверие в справедливость правосудия, отсутствие неприятия любых правонарушений и правовой нигилизм в молодежной среде.
Наибольшая пассивность молодых людей отмечается в реализации своих политических (избирательных) прав, а это означает, что при правовом просвещении молодежи следует уделять особое внимание активизации политического права молодежи, очень важно довести до сознания каждого молодого гражданина понимание его конституционного права причастности к процессам управления в стране, регионе, результат которых во многом зависит от волеизъявления, активности и ответственности самого человека.
Целью правового просвещения граждан является:
- формирование высокого уровня правовой грамотности, правовой культуры и правовой активности человека через осознание своих прав, реализацию правовых знаний и убеждений в повседневной правовой практике, привитие гражданам уважения к закону и преодоление правового нигилизма.
При реализации основных целей правового просвещения выдвигаются следующие задачи:
- использование административного, научного, правозащитного и культурного потенциала региона в интересах повышения уровня правовой грамотности, правового сознания и правовой культуры населения;
- обеспечение:
активизации деятельности различных органов власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в области правового просвещения граждан в регионе;
повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в области правового просвещения граждан;
пропаганды и разъяснений необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств;
распространения сведений о деятельности органов государственной власти (федеральных, региональных), органов местного самоуправления и принятых нормативных правовых актах, направленных на обеспечение реализации и защиту конституционных прав и государственных гарантий человека;
- содействие:
адекватному пониманию гражданами своих законных интересов, осведомленности о способах их реализации и защиты, с учетом сложившейся в Российской Федерации и в регионе законодательной базы, а также условий и обстоятельств жизни;
активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, направленных на повышение уровня правовой культуры и правосознания человека через конкретные виды деятельности;
формированию адекватного правового общественного мнения граждан;
- создание условий для правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан, осведомленности о характере, способах и пределах осуществления и защиты прав и законных интересов человека в административном и судебном порядке, о доступности правозащитных институтов и бесплатной юридической помощи.
В систему правового просвещения предлагается включить:
- различные органы государственной власти (федеральные, региональные), органы местного самоуправления, парламентарии различных уровней, государственные учреждения и организации с соответствующими целям, задачами и функциями;
- аналитические и исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
- центры и юридические клиники, оказывающие бесплатную правовую помощь;
- просветительские учреждения и организации различных форм собственности, работающие по проектам и программам различной направленности;
- учреждения системы образования;
- учреждения культуры и их объединения;
- государственные и негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь, в том числе в виде правового информирования;
- некоммерческие организации, представляющие (защищающие) законные интересы той или иной категории граждан;
- творческие союзы деятелей культуры;
- профессиональные объединения;
- волонтерские организации;
- средства массовой информации;
- другие заинтересованные сообщества.
Системой мер правового просвещения предлагается выполнять следующие специфические по своему содержанию функции:
- информационную – расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
- разъяснительную – обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;
- идеологическую – популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп, формирует понимание гражданами своего права причастности к процессам управления в стране, регионее, как непосредственно, так и через своих представителей, выборных должных лиц, путем активизации и реализации своего избирательного права;
- агитационно-пропагандистскую – распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, принятых нормативных правовых актах (в том числе государственных целевых программах), направленных на реализацию конституционных прав человека, о просветительских организациях в целях выработки правового мышления у населения;
- консультативную – распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни;
- образовательную – обучает граждан не только знать, но и правильно реализовывать свои права и законные интересы;
- воспитательную – преодоление нигилизма, воспитание в духе патриотизма в части уважения к закону;
- мобилизационную – формирует активную и конструктивную жизненную позицию, волю и способность своими действиями обеспечить реализацию своих прав и законных интересов, реализовать социально-значимые проекты;
- правозащитную – способствует снижению правового нигилизма, формирует социальные навыки законопослушного поведения и инициативных действий в целях защиты правопорядка.
Проектом Концепции предлагаются некоторые формы и виды работы по правовому просвещению населения и просветительской деятельности.
Государственная политика по правовому просвещению должна проводиться как в отношении всего многонационального народа, проживающего на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и целевых групп населения, так и в отношении каждого гражданина – жителя автономного округа.
Реализация предусмотренных Концепцией задач предполагает обеспечить:
- создание качественно обновленных системных механизмов правового просвещения граждан и социально-правовой среды в автономном округе, обеспечивающих повышение уровня осведомленности и юридической грамотности граждан, формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоления у населения правового нигилизма, утверждение веры в господство права;
- создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;
- привлечение всех государственных институтов и общественных организаций к решению проблем правовой информации и пропаганды уважения к закону;
- создание условий для изучения (познания) норм права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;
- обеспечение условий для:
широкого информирования населения в доступной для восприятия форме о законодательстве, государственной политики, направленной на обеспечение государственных гарантий и прав человека, их защите;
гражданского просвещения: распространения знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
политического просвещения: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений, повышение избирательной активности молодежи;
юридического просвещения: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека, о способах их реализации и защиты;
широкого доступа всех слоев населения к доступной правовой (юридической) информации в различных формах.
Проект Концепции прошел различные формы обсуждения в автономном округе в период с 1 февраля по 28 марта 2018 года:
открытое обсуждение на площадке Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с участием 133 человек, в том числе: представителей общественных объединений, членов Общественных советов при исполнительных органах государственной власти, администраций муниципальных образований, администраций муниципальных образований, исполнительных органов государственной власти автономного округа, где участники поддержали проект, сочли его своевременным и необходимым для внедрения, внесли свои предложения по отдельным дополнениям Концепции;
Интернет-обсуждение и голосование с участием 102 человек (где только двое из участников голосования выразили свое возражение против внедрения Концепции);
обсуждение прошло в 98 различных организациях автономного округа (исполнительные органы государственной власти автономного округа, местные органы самоуправления, Общественные советы при исполнительных органах государственной власти автономного округа, Общественные советы при администрациях муниципальных образований автономного округа, бюджетные и автономные организация и учреждения, общественные объединения и организация, высшие и средние профессиональные учебные заведения), где 79 организаций также одобрили и поддержали проект Концепции, оценили актуальность проекта и целесообразность принятия Концепции без замечаний и предложений, а 19 органов власти и организаций одобрили проект Концепции и направили свои предложения, замечания.
Полученные замечания обсуждены, некоторые из них приняты к дополнению Концепции на заседании Экспертного совета по правам человека при Уполномоченном по правам человека с приглашением научного, педагогического сообщества, представителей различных органов власти, общественности.
Опубликовано: 18.04.2018 10:58        Обновлено: 18.04.2018 11:21