Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Интервью руководителя Ханты-Мансийской таможни

Интервью начальника Ханты-Мансийской таможни полковника таможенной службы Д.А. Котова газете "Местное время" от 28.02.2013

 

 

От первых таможенных постов до крупного управления 

 

Первого апреля Уральскому таможенному управлению исполняется 20 лет. Если копнуть глубже, то история таможенной службы на Урале началась гораздо раньше и уходит корнями в прошлое, рассказывает «МВ» начальник Ханты-Мансийской таможни Дмитрий Котов.

 

Время текло, таможня менялась

 

- Из архивных источников мы знаем, что впервые таможня была образована в 1597 году в городе Верхотурье, который появился на месте древнего поселения манси Неромкарр нынешней Свердловской области. Дальнейшее формирование таможен на территории Уральского федерального округа и, в том числе, на территории Западной Сибири связано с развитием нашего региона – строительством городов Тюмень, Тобольск. Понятно, что функции и задачи первых таможен во многом отличались от тех, которые стоят перед службой сегодня, но это были таможни, которые по указу царей занимались сбором таможенных пошлин. Сегодня в структуре Уральского таможенного управления восемь таможен, осуществляющих деятельность на территории Уральского федерального округа, в том числе Ханты-Мансийская таможня.

 

20-летие Уральского таможенного управления не такой большой срок для федерального органа исполнительной власти, но тем не менее за этот период многое изменилось, в том числе таможенное законодательство, цели и задачи таможенной службы. Мы помним, что в начале 90-х годов по указу президента Бориса Ельцина любое предприятие, в том числе физические лица, стали обладать правами на ведение внешнеэкономической деятельности. Соответственно увеличился грузооборот, товаропоток, что было связано с созданием в Российской Федерации в 1991 году государственного таможенного комитета. Формировалась структура таможенных органов – в 1993 году было образовано Уральское таможенное управление, в которое входило девять таможен, а в связи с развитием внешнеэкономической деятельности появилось еще семь. После обращения крупных участников внешнеэкономической деятельности - предприятий, осуществляющих свою деятельность по добыче нефти и газа на территории нашего округа, было подготовлено решение о создании Сургутского и Нижневартовского постов в структуре Тюменской таможни. В 2004 году они были объединены в Ханты-Мансийскую таможню с зоной ответственности – весь Ханты-Мансийский округ.

 

Ежегодно за весь период существования Ханты-Мансийской таможни нашими должностными лицами перечисляется в бюджет РФ от 5 до 10 миллиардов рублей в зависимости от грузопотоков, от объемов перемещаемых товаров. Все успехи Ханты-Мансийской таможни – это результат работы по созданию самых комфортных и благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности. В 2012 году в зоне деятельности Ханты-Мансийской таможни осуществлял внешнеэкономическую деятельность 161 участник ВЭД. Их количество по сравнению с 2011 годом увеличилось на 22 процента.

 

На территории округа семь таможенных постов. Три международных воздушных пунктов пропуска – в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске.

 

«Зеленый» коридор» и Северный морской путь 

 

Дмитрий Котов рассказал «МВ», что в перспективе подведомственной ему службы. В Нижневартовском международном пункте пропуска в связи с увеличением пассажиропотока внедряются новые технологии. Сегодня рассматривается вопрос о двухканальной системе пункта пропуска, чтобы ускорить прохождение пассажиров. Прилетевшим уже не понадобится в обязательном порядке представлять должностным лицам багаж. Следуя по «зеленому коридору», они лишь заявляют, что у них отсутствуют товары, запрещенные к перемещению, либо подлежащие декларированию в письменном виде.

 

– Мы консультировались с руководством аэропорта и уже принято решение о проведении незначительных работ по реконструкции, - говорит Дмитрий Котов. - Необходимый пакет документов готов и, думаю, к летнему сезону отпусков двухканальная система пропуска будет готова. Запланирована она также в Ханты-Мансийске, в Сургуте станет возможной после реконструкции аэропорта. Среди нововведений – установка в нижневартовском международном пункте пропуска сканирующего комплекса, позволяющего выявлять наркотики, перевозимые в брюшной полости человека. То есть здесь же в аэропорту можно просканировать пассажира, к которому появились вопросы, и нет необходимости везти его на рентген в больницу. Учитывая, что в округе много внимания уделяется инвестиционному направлению деятельности, в ближайшей перспективе можно говорить о реализации крупных инвестиционных проектов. Один из завершенных был связан с Нижневартовской ГРЭС. Как известно, в начале 2011 года началось строительство третьего энергоблока электростанции. Причем тяжеловесное оборудование завозилось из Бельгии через Северный морской путь по Северному и Балтийскому морям в ямальский речной порт Лабытнанги. На доставку газовой турбины, генератора газовой турбины и генератора паровой турбины общим весом шестьсот тонн понадобилось более трёх недель. После перегрузки оборудования на специальную баржу, досмотра на Салехардском таможенном посту оно было направлено по процедуре таможенного транзита в Ханты-Мансийский автономный округ по Обской губе, далее - Оби и на её приток – реку Вах. На специально построенном причале была открыта зона таможенного контроля, где проходило таможенное оформление прибывающего оборудования. В августе 2009 года подобная схема доставки груза по Северному морскому пути использовалась для Сургутской ГРЭС – из разных стран морские суда шли с оборудованием в ямальский порт Ямбург, а затем оно доставлялось речным транспортом в Сургут. Это довольно интересный маршрут, интересная логистическая схема, забытая в свое время. Есть поручения и президента, и премьер-министра РФ рассмотреть вопрос о возобновлении поставок в наш регион через Северный морской путь, для чего на Ямале строится порт Сабетта в качестве промежуточного порта. Через него будут поставляться товары в зону ответственности Ханты-Мансийской таможни на территорию Югры. Таможенная служба развивается вместе с организациями и предприятиями, реализующими свою деятельность на территории Югры, и в ближайшей перспективе мы видим поступательное развитие таможенной службы, заключил начальник Ханты-Мансийской таможни Дмитрий Котов.

 

Обновлено: 29.09.2016 17:41